Андрей Чистяков. Соло на 240 метров.
Вообще, был план на 250-260 (при соблюдении ран тайма ухода с глубины, профили 250 и 260 абсолютно одинаковы, просто 260 был бы тачдаун, а на 250 - 20 секунд), но, как и в прошлый раз, увы, ТАМ БЫЛО ДНО :). Ну а если серьезно, я не хочу и вряд-ли буду нырять в "синьку" с корабля, такой спорт не по мне, мне никогда не была интересна глубина ради отметки, а всегда хочется видеть возможность какого-то практического применения своего дайва, например, знать дно в этом месте. Что дает свои результаты, недавно фри-дайверы за консультацией обратились, где лучше буек на 200 поставить.
Подготовка к погружению началась 9 сентября, после того, как я закончил работать со своим студентом Алексеем Пироговым. Был собран комплект на основе моей старой доброй стальной спарки 2х15. На боковых пристежках (использованы оригинальные аксессуары фирмы OMS для сборки независимой спарки в походных условиях, кстати, значительно удобнее, чем та самоделка, которую я использовал на 222 метрах, гораздо прочнее конструкция получается). Комплект выглядел так:
Фото (Алексей Гришин, компьютерная обработка - А.Чистяков)
На фото - то, что было за спиной. Кроме этого, я нес с собой четыре стейджа: два - на стандартных Д-рингах подвески, два - нижними концами закрепил на Д-ринги пристяжных стейджей. В этих стейджах были остальные ран-газы плюс один EAN45.
В рамках подготовки 240-метрового дайва были проведены два погружения - соло-дайв на 155 метров с экспозицией 8 минут и соло-погружение на 107 метров для установки буйка, маркирующего место падения. Несколько слов об этом буйке. Дело в том, что нужная для такого погружения глубина есть только в районе El Bells (или надо уходить от стенки в море и нырять по веревке, а я противник таких погружений, в моем понимании, это - не живые погружения, в них потеряно самое главное, самое волнующее - контакт с океаном, чувство единения с природой, дух первооткрывательства). Но в районе El Bells дно образует плато, которое надо миновать, для чего и был выставлен этот буй, он просто указывал, где граница плато, выводя меня прямо на скальный обрыв, ведущий в Глубину. Ксати, буек остался для потомков, это черная пластиковая канистра от моторного масла, притопленная ниже уровня моря. Чтобы найти, уходите из Беллз и берете чуть левее, метров через 20 увидите.
Итак, погружение проводилось напротив El Bells, по этому случаю, Ахмед подогнал машину прямо к Беллз, чем вызвал неудовольствие местной полиции, но мы объяснили, в чем дело, и стражи порядка успокоились. Действительно, тащить гору снаряги на руках через гору, когда можно подъехать - это, конечно, глупость.
На фото (Алексей Гришин): Андрей Чистяков (слева) и Мартин Хохоровский готовятся зайти в воду. В центре - бессменный суппорт на поверхности и водитель - Ахмед.
Комплект я одел с машины и зашел в Беллз обычным широким шагом, после чего выплыл из Беллз в море, и Хохор принес мне четыре стейджа. Затем Мартин помог мне доплыть до буя, мы провели окончательную проверку снаряги и я начал свое 9-минутное падение на глубину...
В процессе падения все было штатно, скорость 30 метров в минуту соблюдалась легко, вот уже край плато, началась скальная стенка. С напряжением вглядываюсь вниз - внизу чернота. 200... Внизу по-прежнему ничего не видно и где-то метров с 210 начало отчетливо просматриваться близкое дно. Темно, действительно темно. По хорошему, очень не помешал бы фонарь, но что взять на эту глубину? Экспериментировать с Metallsub, который стоит почти 1500 евро и гарантирован до 200 метров как-то не хотелось. Начал оттормаживаться, затем коснулся ластами дна. Посмотрел на VR3 на левом запястье - 08:30, глубина 237 метров. И пошел наверх. Первые 40 метров, до начала рассышения (согласно расчету V-planner) прошел со скоростью 20 метров в минуту, затем перешел на 10 метров в минуту. По плану встретил Хохора напротив Арки - впечатляющее было зрелище, я висел снаружи и видел как он появляется из темноты Арки с двумя маленькими фонариками на маске. Мы начали совместное всплытие, во время которого Хохор забрал у меня отработанные газы и отдал EAN50 и кислород. На 30 мы встретили Алексея Гришина, который забрал у меня еще один газ и отдал еще два кислорода.
На фото (Алексей Гришин): Андрей Чистяков на декоостановке.
На фото (Алексей Гришин): Обмен стейджами с Мартином Хохоровским ("Хохор")
Использованные газы и конфигурация:
Донная смесь - Tx 5/75 (heliair) - Спарка 2по15 + резервный баллон 6 литров
Ран-газ1 - Tx 9/55 (heliair) - Два боковых стейджа на спарке
Ран-газ2 - Tx 14/45 - Стейдж 12л
Ран-газ 3 - Tx 20/30 - Два стейджа по 12 л
Деко-газ 1- EAN45(второй баллон EAN50) - Два стейджа по 12л
Деко-газ 2 - Oxygen - Два стейджа по 12 л, забитых до 160 бар (бустер)
Андрей Чистяков нес донную смесь, все ран-газы и один стейдж EAN45. Суппорты забрали использованные ран-газы и отдали еще один EAN45 и два кислорода.
Использованные регуляторы:
Основной на спарке - Apex XTX 100 - прекрасная работа, никаких нареканий
Запасной на спарке - Scubapro MK25AF+S600 - не пробовал
Ран-газ Tx 9/55 - Scubapro MK20+D400 - мой старый добрый регулятор был великолепен со 150 метров
Ран-газ Tx 9/55 - Scubapro MK25AF+R190 - надежный проверенный вариант, как обычно, не подвел
Ран-газ Tx 20/30 - Aqualung Legend Suprim LX - прекрасная работа с 72 метров.
Особо хочется сказать несколько слов об Aqualung Legend Suprim LX. Я использовал эти регуляторы с 72 метров, их работа была безупречна, легкость дыхания на высоте. Регуляторы были любезно предоставлены Мартином Хохоровским ("Хохор") для тестирования.
Погружение регистрировалось тремя компьютерами VR3 и, находившимся у Андрея Чистякова на тестировании, новым компьютером Galileo Sol от Uwatec.
VR3 Андрея Чистякова:
Реальный профиль погружения и температурная кривая (по данным тестового компьютера фирмы UWATEC - Galileo Sol):
Любопытно заметить, что температура на дне была чуть ниже 22 градусов.
Самочуствие после погружения удовлетворительное, испытывал чувство сильной усталости (субклиническая форма ДКБ), после погружения - 3 часа дыхания чистым кислородом, наутро следующего дня - обследование в барокамере DECO International, доктор Ахмед Эль Шериф.