Дубовой А. В., Рисовер Р. Л.
НОВЫЙ ВИД ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ГОЛОВЫ
МУЗ «Городская клиническая больница №3 им. М. А. Подгорбунского»,
Несмотря на отсутствие официальных боевых действий на территории нашей страны, ведущимися российской армией, в мирное время, хотя и реже, чем в военное, всё же встречаются случаи огнестрельных ранений головы. Это связано со значительным количеством зарегистрированного и незарегистрированного стрелкового оружия на руках у населения.
Оружейные ранения головы по классификации, принятой в настоящее время, делятся на два основных вида: огнестрельные и неогнестрельные (Ю. А. Шулёв). К огнестрельным ранениям относят пулевые, осколочные, дробовые, шрапнельные; к неогнестрельным – ранения из пневматического и метательного оружия.
В последние годы, в связи с распространением огнестрельного бесствольного, а также в связи с переделкой населением газового оружия под боевое, стали встречаться повреждения, отличные от описанных в классификации повреждений черепа и головного мозга.
В отделении нейрохирургии городской клинической больницы №3 г. Кемерово за последние 1,5 года находилось на лечении 8 пациентов с ранениями из пистолета ПБ-4-1 (комплекс «Оса»). В соответствии с законом Российской Федерации «Об оружии» (1996) к оружию самообороны относятся и некоторые виды огнестрельного оружия с патронами нелетального действия, в частности, пистолет «ПБ-4», входящий в комплекс самообороны «Оса».
Комплекс «Оса» предназначен для самообороны на коротких дистанциях. В состав комплекса входят бесствольный пистолет ПБ-4 и 18 мм специальные патроны нелетального действия с травматическим, светозвуковым, осветительным или сигнальным зарядом. Пистолет ПБ-4-1 бесствольный, с блоком патронников на четыре патрона. Роль стволов здесь выполняется толстостенными и относительно длинными алюминиевыми гильзами. Дульная энергия при стрельбе резиновой пулей патрона с травматическим зарядом составляет 120 Дж, на расстоянии 10 метров она падает до 70 Дж, что хватает для временного вывода из строя человека. Воспламенение порохового заряда в патроне происходит при полном нажатии на спусковой крючок пистолета за счет электрозаряда, который вырабатывается генератором, встроенным в УСМ пистолета (по принципу работы похоже с пьезозажигалкой). Габариты комплекса позволяют его носить в кармане, поясной или дамской сумочке.
Патроны травматического действия состоят из алюминиевой гильзы, электровоспламенителя, заряда пороха, резиновой двухэлементной пули, выполненной в виде бочонка с притуплением в головной части и армирующего элемента.
Травматический патрон, который наиболее часто используется при стрельбе из пистолета «ПБ-4», в соответствии с назначением, должен оказывать останавливающее действие за счет болевого эффекта, возникающего при взаимодействии резиновой пули с телом человека. Однако, как показывает судебно-медицинская и криминалистическая практика, подобные повреждения не столь однозначны и во многом зависят от различных факторов и условий их применения.
При анализе повреждений, причинённых пистолетом ПБ-4-1, нами выделено наличие характерных черт, выделяющих этот вид ранения:
А) Нехарактерный для огнестрельного ранения вид входного отверстия, носящий характер ушибленно-размозжённой раны, а также отсутствие копоти и пояска обтирания по краям её, ввиду значительного рассеивания копоти при вылете пули из короткого ствола. Часто такие раны и фрагментарные вдавленные переломы костей черепа принимаются как следствие воздействия тяжелого твердого предмета. Огнестрельный характер повреждения зачастую выявляется как случайная находка при проведении рентгенографии черепа и обнаружении металлического инородного тела (пули).
Б) Характерная локализация ранений из устройства типа “Оса”: в большинстве случаев это непроникающие в полость черепа ранения лицевого скелета (4 случая), повреждение мозга в данном случае связано с ударно-сотрясающим механизмом травмы в виде ушибов головного мозга лёгкой и средней степени или сотрясением головного мозга. Случаев стволового ушиба головного мозга при черепно-лицевом огнестрельном ранении из устройства типа «Оса» нами не наблюдалось. Ранения имели слепой характер, и пуля чаще всего располагалась в придаточных пазухах носа и носоглотке. Больные с черепно-лицевыми ранениями чаше всего поступали через 2-5 суток после травмы, что связано с получением травмы в состоянии алкогольного опьянения и относительно неплохим самочувствием раненых.
В одном случае у больного имелось касательное ранение мягких тканей и наружной кортикальной пластинки, при котором не отмечалось признаков поражения мозга, и больной после первичной хирургической обработки огнестрельной раны головы лечился амбулаторно.
Однако в трёх случаях нами наблюдались проникающие черепно-мозговые ранения. В одном случае пуля проникла через полость глазницы с разрушением крыши орбиты и проникающим слепым радиальным ранением лобной доли. В другом случае входное отверстие пули локализовалось в надглазничном крае чешуи лобной кости, где имелся дырчатый перелом; при прохождении пули были последовательно разрушены полюс лобной доли и крыша орбиты. Пуля локализовалась в ретробульбарной клетчатке. В обоих вышеописанных случаях имелась тяжёлая контузия глазного яблока с травматической отслойкой сетчатки, тотальным гемофтальмом, контузией и сдавлением зрительного нерва. В третьем случае проникновение пули в полость черепа произошло через чешую височной кости с внедрением пули в ткань височной доли на глубину до 3 см.
Отмечено, что глубина проникновения пули в мозговое вещество при проникающем ранении зависит от степени потери пулей кинетической энергии при торможении о кости черепа и напрямую зависит от дистанции проводимого выстрела и толщины кости. Чем кость толще и больше расстояние произведённого выстрела, тем на меньшую глубину проникала пуля в мозговое вещество. Нами не наблюдалось ни одного случая диаметрального сквозного ранения благодаря малой кинетической энергии пули.
Считаем необходимым включать в комплекс обследования больных с ранениями из огнестрельного бесствольного оружия краниографию в передне-задней и боковой проекциях, а при необходимости и с применением специальных укладок, позволяющую выявить наличие инородного тела и установить его локализацию относительно полости черепа.
По возможности в комплекс обследования больных необходимо включать компьютерную томографию головного мозга и черепа в костном режиме, позволяющую уточнить наличие гемосинуса, характер повреждений мягкотканых структур лицевого скелета, а также состояние головного мозга, его оболочек и межоболочечных пространств, а в некоторых случаях и проследить ход раневого канала.
Таким образом, характерологические особенности ранений из огнестрельного бесствольного оружия ведут к необходимости комплексного обследования и лечения больных этой категории, которое должно проводиться совместно рядом специалистов: нейрохирургами, офтальмологами, риноотоларингологами, стоматологами и челюстно-лицевыми хирургами.