раны Христа
Это Сальвиати,"Неверие святого Фомы".Изображение неканоническое,но оно мне нравится тем,что Фома не касается ран Христа.Мне кажется,что касаться чьих то ран ради уверения-мягко говоря,невежливо,тем более когда речь идет о ранах Бога.На самом деле уверяться через касание ран-страшно.И более страшно не то,что ради уверения эти раны были нанесены(хотя это не менее ужасно),а то,что нести за эти раны ответственность не только тому,кто нанес раны,а еще и тому,кто хотел увериться посредством осязания ран,и это жутко.Страшно представить,что Фома щупал раны Господа ради только уверения,ведь это тогда говорит о том,что он не верил Иисусу и при жизни,а если не верил,то зачем шел за Ним?
Я не читал толкование этого эпизода,но,все же,согласно Евангелию,Фома не коснулся ран Христа.И этому может быть вполне логичное объяснение-Фома не для того дерзнул призвать для себя Спасителя,чтоб свое любопытство удовлетворить,а потому,что очень любил Иисуса и был очень расстроен от того,что пропустил явления Учителя,когда Он всем показался,а Фома все пропустил.Действительно,обидно,досадно.Фома очень хотел Его видеть.Это как ребенок хочет видеть отца,вернувшегося из командировки,но еще не вошедшего в дом.
На этой картине только лишь один Фома преклонен,все остальные-словно в партере наблюдают представление,что-то обсуждают,чего-то ожидают.И предмет обсуждения и ожидания-коснется Фома ран или нет? И в этом вопросе не только решение неуверенности всех неуверенных,но и связан он напрямую с
извечной борьбой веры и неверия.
И все же акафист говорит,и канон,что раны были осязаемы.
Я утешаю себя тем,что речь в них идет только об осязании зрением,глазами любящего ученика.
Поправьте меня,если я не прав,по каждому пункту.